В Театре МТЮЗ, в год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, Кама Миронович Гинкас представил спектакль, посвящённый его творчеству. Этот проект, названный «Записки покойного Белкина», не просто дань юбилею, но и глубокое признание в любви к великому поэту и его наследию.
Гинкас вспоминает, как его жизнь изменилась благодаря Пушкину: «Меня спросили, — говорит он, — это для вас лишь формальность, юбилейная отметка? Я ответил: «Нет, это нечто большее! Пушкин сыграл ключевую роль в моей судьбе, сделав меня москвичом, открыв дорогу моим постановкам за пределы страны. Он сформировал меня как режиссёра, и я обязан отдать ему должное».
В этом спектакле Гинкас обращается к «Повестям Белкина», написанным в Болдино в 1830 году. Эти лёгкие, но глубокие произведения, ставшие истоком русской литературы, представляют собой не просто анекдоты, но и сложные психологические портреты, наполненные иронией и драматизмом.
Для Гинкаса Пушкин — это не только источник вдохновения, но и постоянный вызов, тайна, которая пронизывает его жизнь. В его постановке «Записки» становятся не просто историями, а метафорами человеческой судьбы, где каждый персонаж решает свою судьбу на грани трагедии и счастья, где случайность и неизбежность переплетаются, а за каждым поворотом скрывается нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
В повестях о Сильвио и Марье Гавриловне, как и в других, Гинкас исследует темы любви, мести, предательства и искупления, поднимая вопросы о том, кто же управляет этими судьбами и какова роль случайности в человеческой жизни.