
Забыть Герострата
Описание:
Великая трагикомедия по пьесе Григория Горина, повествующая о том, как жажда славы может привести к крайним поступкам. Главный герой, стремясь оставить след в истории, сталкивается с нравственными дилеммами и вопросами цены за свои амбиции.
Этот спектакль был признан лучшим на фестивале «Амурская осень» 2023 года (победы в номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая мужская роль»).
История Герострата, одного из самых известных античных примеров безумия ради славы. В 356 году до нашей эры он решил добиться бессмертия через акт вандализма: сжег храм Артемиды Эфесской. Жители города были настолько возмущены, что изгнали его имя из памяти, но именно это и сделало Герострата вечным символом.
Герой, ставший преступником ради бессмертия, поджег не только храм, но и свою собственную жизнь. Почему он пошел на такой шаг? Какие внутренние силы толкнули его к такому отчаянию? Эти вопросы ведут нас в глубины человеческой психологии, где ответы могут быть столь же разнообразны, как и сами люди.
Не упустите возможность погрузиться в детективное расследование древней трагедии, которая продолжает звучать актуально. Вместе мы будем искать ответы на вопросы о человеческой природе и ее вечных дилеммах.
Проект «Сначала театр» был основан в 2022 году режиссером Екатериной Королевой, ставя целью доступность и простоту. Спектакли затрагивают современные темы, помогая зрителям лучше понять самих себя через художественное отражение реальности.
«Сначала театр» — это коллектив смелых экспериментаторов, который не боится искать новые формы и поднимать острые вопросы. Они стремятся к тому, чтобы каждый спектакль вызывал размышления и эмоции.
В ролях: Герострат (Алексей Демидов / Максим Метельников), Клеон (Иван Можейко / Альберт Соколов), Тиссаферн (Алексей Емцов / Арсений Черепанов), Клементина (Зарина Бахтиева / Анна Халилулина), Крисиппа (Кристина Грубник / Надежда Бодякова), Тюремщик (Евгений Бодяков / Дмитрий Трусов), Эрита (Надежда Бодякова / Елена Оболенская) и Ангел (Ольга Никанорова).
Творческая команда включает: режиссера-постановщика — Екатерину Королеву, художника по костюмам — Марию Рогожину, помощника режиссёра — Марию Тарасову, продюсера — Яну Островскую и директора проекта — Степана Волкотруба.
Премьера состоялась 18 октября 2022 года. С антрактом.
Источник
Ближайшие даты:
-
16 Июля 2025г.
Среда 19:00 Дом Высоцкого на Таганке~Высоцкого, 3, стр. 1
Билеты:
Адрес:
Фотографии:


















Отзывы о событии: Забыть Герострата
Написать отзывСергей(21 марта 2025):
Случайно открыл для себя пьесу Горина «Забыть Герострата» и был потрясён. А теперь увидел её на сцене — великолепно!
Олег(04 октября 2023):
Восхитительная постановка! Смотреть — одно удовольствие. Актеры играют блестяще, полностью погружая в происходящее. Особенно впечатляет исполнение роли Герострата — настолько убедительно! Лаконичные, но выразительные декорации, а сцены с бумажными "одеялами" — просто гениальное решение: изящно и символично.
Ирина(26 февраля 2025):
Спектакль оставил приятное впечатление.
Ольга(04 октября 2023):
Замечательная постановка! Динамичная, энергичная, с великолепной актерской игрой. Декорации — отдельный шедевр, особенно эффектно смотрится, когда их разрывают в клочья. Рекомендую всем!
ксения(01 ноября 2024):
Прошло уже несколько месяцев, а эмоции от спектакля до сих пор со мной. Изначально шла на постановку из-за Горина — думала, если уж режиссура подкачает, то хотя бы текст не разочарует. Но результат превзошел все ожидания! Минималистичные декорации лишь подчеркивают глубину актерской игры и остроту горинских диалогов. Никакой фальши, только живой, настоящий театр. Каждая сцена вытекает из предыдущей, создавая цельное, гармоничное действо. Спектакль заставляет размышлять, но при этом не давит мрачностью — напротив, оставляет светлое послевкусие. Это пища для ума и души, поданная без горечи. Рекомендую без колебаний — даже подруга, которой я подарила билет, была в полном восторге. Не упустите шанс увидеть!
Показать все отзывы
Елена(10 апреля 2024):
Пьеса замечательная, злободневная, исполнители талантливы, но сценография и режиссерские решения огорчили. Многие зрелые зрители ушли в перерыве, что весьма печально!
ИРИНА ШИШКОВА(4 ноября 2022):
Эфес славился своим храмом Артемиды, пока его не уничтожил пламенем Герострат, жаждавший бессмертной славы. Однако греки, поняв мотив чудовищного деяния, решили стереть имя злодея из памяти. Десятилетиями глашатаи разъезжали по Элладе, провозглашая: "Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды". Этот указ знал каждый – даже разбуженный ночью эллин без раздумий ответил бы: "Безумного Герострата". Так был наказан преступник. Но можно ли забыть того, кого велено забыть? Почему мы помним поджигателя, но забыли строителей? На эти вопросы ищет ответы постановка "Забыть Герострата" театра "Сначала театр – театр сначала". Пьеса насыщена противоречиями – конфликт на конфликте, столкновение амбиций и долга. Тиссаферн (Арсений Черепанов) разрывается между личными переживаниями и обязанностями правителя. Судья Клеон (Иван Можейко) – образец верности закону, но и он запутался в противоречиях. Герострат в исполнении Алексея Демидова – хамелеон, то трусливый, то наглый, но неизменно обаятельный. Женские образы не уступают: Клементина (Анна Вардеванян) пленяет с первого взгляда, жрица Эрита поражает своей отрешенностью, а Крисиппа (Кристина Грубник) добавляет масла в огонь. Минималистичные декорации – лишь стулья, деревья из арматуры и бумажный задник – создают удивительную атмосферу. Этот спектакль – глоток свежего воздуха, смелый и энергичный. Обязателен к просмотру!
Ирина(24 июня 2024):
Первые минуты вызывали вопросы, но постепенно втянулись — спектакль захватил. Мы с дочерью остались довольны, актеры играли превосходно. Правда, 14-летнему внуку, обычно любящему театр, постановка не пришлась по душе.
МАРГАРИТА ГЕРБ(1 декабря 2024):
Браво! Увлекательный, динамичный спектакль. Лаконичные декорации лишь подчеркивают мощь актерской игры и глубину мысли. После просмотра захотелось вновь обратиться к текстам Горина — так вдохновило!
Александр(20 августа 2024):
Благодарим вас за вчерашнее представление! Мы впервые посетили ваш театр и остались в восторге. Эмоции до сих пор не утихают. Все исполнители были великолепны, но больше всего впечатлил Тиссаферн.
Зайнаб Кадикова(3 ноября 2022):
Пьеса Григория Горина «Забыть Герострата», созданная в 1972 году, поднимает один из ключевых вопросов XX столетия: почему явное зло так манит и завораживает людей? О самых жестоких преступниках написаны тома и сняты десятки фильмов, но кто помнит имена их жертв или тех, кто их разоблачил? Мы знаем великих завоевателей, но где имена тех, кто останавливал войны? Эти вопросы остаются риторическими. Молодой коллектив «Сначала театр», не имеющий даже собственной сцены, представил эту пьесу осенью с минималистичными, но выразительными декорациями, юными актерами и невероятным зарядом энергии. Не спешите скептически морщиться при слове «минимализм». Да, артисты выступают в пиджаках босиком, а реквизит включает лишь огромный лист бумаги, банку черной краски, несколько стульев, веревку и кастрюлю с лапшой. Однако отсутствие исторических деталей позволяет зрителю полностью погрузиться в игру актеров и взаимодействие персонажей. В конце концов, Горин писал не в IV веке до н. э., а в 1970-х и о 1970-х. Даже знаменитый «Тартюф» в Comédie-Française обходится современными костюмами, черным фоном и парой стульев, отчего выглядит лишь острее и язвительнее. Режиссер Екатерина Королёва мастерски использует этот лаконичный антураж. Если у Горина женских ролей всего две — второстепенная жрица Эрита и роковая Клементина, то здесь актрис столько же, сколько актеров. И это удачное решение: торговка Крисиппа (Кристина Грубник), готовая ради дочери на все, смотрится куда органичнее, чем мужской вариант персонажа. Ее игра безупречна — ни тени фальши в сценах торга с Геростратом и допроса у Клеона. Архонт Клеон (Иван Можейко) — воплощение долга и принципов, человек в футляре. Даже поддаваясь искушению, он не проявляет внутренней борьбы, словно делает это лишь ради тактики. (Если вы цените необычную внешность, как мы с подругой, обязательно оцените Можейко — он уникален.) Тиссаферн (Арсений Черепанов) — образец сдержанной комедии, лучше других передающий горькую, ироничную интонацию Горина. Он не скатывается в буффонаду или мелодраму, оставаясь типичным политиком: не злым, но циничным, не плохим, но эгоцентричным. Клементина (Анна Вардеванян) — одна из сильнейших ролей спектакля. Ее кокетство и тщеславие так естественны, а мелкие актерские нюансы создают цельный образ. Уже в первых сценах, когда она еще в тени, ее взгляд на Клеона говорит: «Тут что-то есть». Но главное — ради чего я готова прийти снова. Подруга заманила меня, пообещав Метельникова в роли Герострата, но в итоге играл Алексей Демидов. И знаете что? К чёрту Метельникова! Демидов бесподобен. Никогда еще столь откровенная мерзавка не была столь обаятельной. Каждая мысль, каждое решение персонажа переданы так ясно, что невольно начинаешь ему сопереживать. Он не теряет зрительского внимания ни на секунду — от него невозможно оторваться. Его Герострат вызывает противоречивые чувства, как кот, разрушающий дом: «Ну и гад!» — но тут же: «А ведь милашка!» Он пугает своей аморальностью, восхищает изворотливостью, а под всем этим — отчаяние человека, махнувшего на всё рукой. «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь!» — и гибни с музыкой. Это настолько мощная игра, что сложно поверить, будто спектакль почти премьерный и от молодой труппы. А еще у Демидова очаровательные ямочки на щеках. Что еще сказать? Да, постановка пока не отшлифована, но её энергия и драйв затмевают мелкие недочеты. Актеры не покидают сцену, даже оставаясь в тени, продолжая жить в роли — глаз не отвести. Хочется следить и за главными событиями, и за реакцией остальных.
Юлия Сергеева(5 ноября 2022):
Великолепный современный спектакль! Кто бы мог подумать, что лист бумаги и мусорные пакеты могут стать полноправными участниками действия. И это восхитительно! Я говорю без тени иронии. Для сильной постановки большего и не нужно. Лаконичные декорации и талантливые артисты творят чудеса. Обычный белый лист и несколько стульев легко становятся то разрушенным храмом, то тюрьмой, то шумным рынком, то роскошным дворцом... Чтобы поведать историю о злодеяниях, не обязательно возводить декорации и наряжать актеров в античные одеяния. Достаточно рассказать о живых людях, о добре и зле, о чести и долге, о том, как пиар может превратить мерзавца в «милого котика». История древняя, но звучит удивительно современно.
Светлана(16 мая 2025):
Узнала об этом спектакле из эфира «Серебряного дождя» и, доверяя их вкусу, приобрела билет не раздумывая. Постановка превзошла все ожидания: великолепная драматургия, блестящая игра актёров, тонкая режиссура и продуманная сценография. Каждый исполнитель ярко проявил себя, создав гармоничный ансамбль. Получила огромное эстетическое наслаждение и долгое послевкусие. Теперь горячо советую его друзьям — так хочется поделиться впечатлениями! Идеальный вариант для семейного просмотра с подростками от 16 лет. Это событие, которое точно сплотит и запомнится надолго. Гарантирую — скучать не придётся!
Олеся Дерябина(2 июня 2025):
Я давно мечтала увидеть этот спектакль, и, если честно, главной причиной был Максим Метельников. Его игра в роли… Читать далее.
Инесса С.(25 мая 2025):
Пьесы Григория Горина — образец гениальности. В каждой угадывается глубокое понимание человеческой природы, неизменной сквозь века… Читать далее.
Ольга(24 мая 2024):
Посетили спектакль в дружеской компании — остались в полном восторге!
степан(04 октября 2023):
Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль поразил своей выразительностью! Артисты играли великолепно. Мы невероятно счастливы, что побывали на этом представлении — покидали зал в прекрасном расположении духа, с чувством, что время прошло не напрасно.
ДАРЬЯ КОРЫШЕВА(2 декабря 2024):
Представление просто потрясающее! Игра актёров безупречна, а атмосфера театра и сценическое оформление завораживают. Остались в полном восторге от всего увиденного!
Елена Гогина(29 мая 2025):
Потрясающий, динамичный спектакль. Захватывает с первой минуты. Необычная режиссерская трактовка создает ощущение не просто рассказанной истории, а чего-то большего… Читать полностью