
Вишнёвый сад
Ленком Марка Захарова
М.Дмитровка, 6
Описание:
Постановка «Вишнёвый сад» на сцене театра Ленком
В основу спектакля легла знаменитая комедия Антона Павловича Чехова.
«Бессмертный чеховский шедевр будет являться зрителям всегда. Если уцелеет планета от наших политических исканий и таяния льдов в Антарктике. Люди и тогда, на остатках суши, будут удивляться рассказам о всех выгодах сушеной вишни, познавать и многие другие несуразности «трагической комедии», что стала энциклопедией русской души. В «Вишневом саде» есть все, что мы знаем, хотим, всё, что помним, все, что должны… если бы только знать – что!.. Если бы знать!..»
Режиссёр Марк Захаров поделился своими размышлениями о работе над постановкой:
- За годы творческой деятельности он освоил искусство лжи, о чём нисколько не сожалеет. Однако в нынешнее время, по его словам, обманывать кого-либо — будь то зритель или коллега — уже бессмысленно.
- Он открыто признаётся, что при создании сценической версии «Вишнёвого сада» не придерживался оригинального текста пьесы. Ещё в прошлом веке он начал адаптировать произведения для театра, внося в них фантазийные элементы.
- Подобный подход он применял и в кинематографе. Например, экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» стала возможной лишь благодаря его собственному сновидению, в котором ожили образы волшебника, принцессы и медведя под музыку Геннадия Гладкова.
Особое значение эта постановка имеет и потому, что в ней участвовал выдающийся актёр Олег Янковский. Вместе с Александром Збруевым он был утверждён на роль Гаева. Спектакль посвящён светлой памяти Янковского.
Марк Захаров
Источник
Ближайшие даты:
-
9 Сентября 2025г.
Вторник 19:00 Ленком Марка Захарова~М.Дмитровка, 6 -
23 Сентября 2025г.
Вторник 19:00 Ленком Марка Захарова~М.Дмитровка, 6
Билеты:
Адрес:
Фотографии:










Отзывы о событии: Вишнёвый сад
Написать отзывНаталья(22 марта 2025):
Спектакль произвёл на меня неизгладимое впечатление! Это, без сомнения, лучшая интерпретация «Вишнёвого сада» из всех, что я видела. Истинная классика! Браво всем актёрам, но отдельная благодарность Александре Захаровой и Антону Шагину. Игра Антона тронула до глубины души — я всей душой переживала за его персонажа. Такой искренности и таланта! Теперь мечтаю увидеть другие их работы.
Анна(28 июня 2024):
Постановка оставила самые приятные впечатления.
Ирина(12 июня 2023):
Великолепная интерпретация классического произведения, дополненная мастерской игрой актёров. Декорации просто потрясающие!
Юлия(25 октября 2023):
Второй акт прошёл для меня в слезах счастья — настолько глубоко тронула постановка! Мощная, проникновенная игра. Увидеть легендарного А. Збруева на сцене — редкая удача. Огромное спасибо всем артистам! Это было великолепно, грандиозно, незабываемо! Не упустите шанс насладиться этим шедевром.
Olga Ruslik(5 апреля 2025):
Прекрасная постановка и талантливые исполнители.
Показать все отзывы
Маргарита(27 октября 2024):
С истинным наслаждением наблюдала за классической постановкой, выполненной в лучших традициях жанра.
Анастасия С.(11 июня 2025):
Великолепная постановка. Блестящая актёрская работа, необычные декорации — лаконичные и в то же время гениальные. Финальные слова Фирса и звучание… Читать далее
Юлия(17 января 2025):
Нам посчастливилось увидеть на сцене Александру Захарову и Антона Шагина. Это было поистине наслаждение!
Марина(31 декабря 2023):
Спектакль показался мне затянутым и недостаточно динамичным. Звуковое оформление оставляет желать лучшего: некоторые исполнители говорят слишком громко, а других едва разобрать.
NastyaPhoenix(13 ноября 2010):
В постановке «Вишнёвого сада» Захарова-Фокина главным магнитом для зрителей объявлена любовная линия между Раневской и Лопахиным. Однако романтики в спектакле не найти: юный Ермолай (Шагин) предстаёт не серьёзным дельцом, а карикатурным ухажёром, а Раневская (Захарова), хоть и обаятельная, лишена аристократического лоска. Их сближению неизменно мешает Гаев (Збруев), врывающийся с пустяковыми замечаниями. Его пренебрежение к Лопахину подчёркивает образ партийного функционера: он собирает домочадцев, выстраивает их в ряд и вещает перед шкафом, словно перед памятником вождю. Далее действие превращается в хаотичный балаган: Шарлотта (Виноградова) выпрыгивает из шкафа в клоунском наряде, поднимает юбку, вызывая восторг у присутствующих, а серьёзные темы тонут в этом безумии. Актеры кричат, жестикулируют, бросают реплики в зал, переигрывая до карикатурности. Петя (Гизбрехт) изображён умственно отсталым с пугающей натуралистичностью, Аня (Марчук) выглядит глуповатой, восхищаясь им, а Яша (Грошев) ведёт себя как похотливый жеребец. Лишь Фирс (Броневой) остаётся островком спокойствия, но его роль разбавлена неуместными шутками про вишни и огурцы. Кульминация первого акта — поцелуй Раневской и Лопахина, после которого она решает пригласить еврейский оркестр. Их появление под поп-музыку контрастирует с живым оркестром в яме. Гости жмутся у стен, Шарлотта в исступлении взбирается на рояль, а Варя (Омельченко) непрерывно молится. Упоминание «азиатчины» тут же материализуется в лице прохожего с монголоидными чертами, просящего денег — публика смеётся, когда Гаев прогоняет его. Этот же персонаж позже пугает Фирса. После сцены, где Шарлотта «расстреливает» окна, создаётся впечатление, что дом захвачен диверсантами. Во втором акте Лопахин, празднуя покупку сада, пляшет с ключами. После ещё одного поцелуя Раневская «дарит» ему Варю, но он, сменив костюм на простую рубаху, уже погружён в кутеж. Финал — крик забытого Фирса и падение декораций. Остаётся лишь жалкий частокол, напоминающий сад разве что отдалённо. За два часа зритель не успевает заскучать, но ни комедии, ни трагедии не выходит — лишь суета, в которой нет ни Чехова, ни смысла.
Алена(01 февраля 2023):
Невероятно! Великолепная игра! Шагин и Захарова восхитительны. Браво!
Евгений(06 декабря 2024):
Пришёл посмотреть на Шагина — он великолепен, настоящий красавец!
Жанна Зарецкая(26 мая 2009):
Спектакль «Вишнёвый сад» театра «Ленком» покажут в Москве лишь в начале июля, да и то без гарантий. Марк Захаров предпочёл представить премьеру в Петербурге. Надеюсь, не потому, что считает его провинцией для обкатки постановок. Возможно, потеряв в последние годы соратников, режиссёр ищет искренней зрительской любви к своему театру и актёрам. В Петербурге «Ленком» обожают — не за звёзд, а за фирменный захаровский стиль: лиричный, ироничный, беспощадный. После ухода драматурга Горина Захаров сам взялся за адаптацию классики, и его перо оказалось острым и точным — Чехову, как и Гоголю, пришлось смириться. Збруев и Захарова предстанут в образах Гаева и Раневской — легкомысленных аристократов ушедшей эпохи.
Marina(16 июня 2025):
Восхитительно! Невероятно рада была вновь увидеть А. Захарову в главной роли! Зал встретил её овациями и не хотел отпускать!
Влад Васюхин(19 октября 2009):
Почему новая постановка «Вишнёвого сада» знаменитого режиссёра вызвала у меня возмущение? Всё просто: текст! То, что произносят актёры «Ленкома», — не Чехов. Это жалкая пародия, вольный пересказ, разбавленный вставками Захарова. Зритель, не знакомый с оригиналом, может решить, что Чехов писал топорные диалоги и бессвязные сюжеты. Пьесу не просто сократили — её исказили. Если сравнивать с вином, то от него оставили лишь этикетку, а содержимое заменили суррогатом. Шедевр, где каждое слово на вес золота, испорчен режиссёрскими правками. Если Захарову хотелось высказаться на злобу дня, почему бы не создать собственный текст? Или обратиться к Быкову. Зачем уродуют классику? Из-за безнаказанности? Цинизма? Чехов не может возразить, но это не оправдание. На афише должно быть честно указано: «Марк Захаров по мотивам Чехова». Как повезло Брехту, чьи наследники блюдут неприкосновенность его работ! Актеры же вынуждены произносить бессмыслицу, повторяя одни и те же фразы, будто забыв текст. Словно пересказывают стихи своими словами — это недопустимо! Впервые пожалел, что нет Фурцевой, чтобы пресечь подобное. И ещё: когда Захаров уйдёт, кто-то решит «освежить» его спектакли, добавив отсебятины. Будет ли он тогда метаться в гробу?
Татьяна(06 ноября 2023):
Волшебство! «Понравилось» — слишком слабое слово. Всё идеально! Браво актёрам: Анне Большовой, Александру Збруеву… Это настоящий мастер-класс!
Инкогнито 3643(22 марта 2025):
Что-то не убедило. У Шагина необычная манера речи. Нестандартная трактовка.
Анонимный отзыв(06 июня 2025):
Великолепно! Искрометно! Настоящий праздник искусства!
Ольга(10 ноября 2023):
Потрясающий спектакль! Великолепные декорации. Открыли для себя Антона Шагина — раньше знали его только по кино, теперь хотим увидеть и в других ролях на сцене. Играет с огромной страстью! Захарова и Збруев — как всегда, безупречны.
Svetlana Fishman(2 ноября 2009):
Ожидание чуда обернулось разочарованием. Перед началом представления Максакова объявила, что спектакль отобран для участия в..., свет погас, зал замер... И тут началось! Под крики, визги и неистовую суету развернулось нелепое, скомканное действо «по мотивам». Неясно, куда так спешили создатели, но вместе с антрактом и поклонами уложились в два часа. Основную нагрузку несла Захарова, но и ей не хватило времени — её рассказ о кавалерах Лопахину (почему на эту роль выбрали Антона Шагина, осталось загадкой) получился скомканным. Увы, в этот вечер не играли Машкова и Степанченко, да и роль последнего сократили до неузнаваемости. Пожилая зрительница позади вздыхала: «Бедный Чехов...» Горько осознавать, но, кажется, судьба вишнёвого сада — это и есть судьба Ленкома, утратившего былую славу, но ещё хранящего память о временах, когда здесь царили изобилие идей, творческих открытий и зрительского восхищения.
Юлия(10 ноября 2022):
Представление оставило приятные впечатления. Хотя выступал дублирующий состав, играли прекрасно. Браво!
Наталья(23 июля 2024):
Замечательная постановка с изысканными декорациями!
Ирина(18 сентября 2024):
Вчера посетили спектакль, заняв места в 4 и 5 ряду в центре — откидные кресла 13+. Обзор идеальный! Действие длится немногим более двух часов, сидеть комфортно благодаря мягким сиденьям, хотя спинки и нет. Советую зрителям с лёгким весом! В этот вечер блистали Шагин и Большова! Шагин — настоящий гений!!! Он затмил всех своей игрой: настолько органично, эмоционально и самоотверженно проживал роль, что становилось тревожно — сколько же душевных сил требует такой уровень перевоплощения! Восхищены безмерно! Безусловно, идите на Шагина!!!! Рядом с ним остальные кажутся бледноватыми, хотя общий уровень игры высок — просто он задал недосягаемую планку. Впервые увидели его на сцене — теперь мы с мамой его преданные поклонники!!! Благодарим от всей души, Антон Александрович!!!! Низкий поклон вашему таланту! Даже среди народных артистов редко встретишь такую глубину игры!!!!
Татьяна(08 марта 2023):
Остались недовольны спектаклем. Увы, попали не на основной состав (играла Большова). Сплошные крики, а шёпот Фирса терялся под оглушительной музыкой. Лучше бы звуковое сопровождение оставалось фоном, а не перекрывало реплики артистов.
Alla(14 сентября 2016):
Антон Шагин — истинное украшение спектакля. Его трактовка любви Лопахина к Раневской придала постановке свежие краски. Впервые увидела «Вишнёвый сад» под таким углом. А роль Фирса в исполнении Леонида Броневого — пронзительный рассказ о беззащитности старости и легкомыслии молодых, звучащий особенно остро в наши дни.
NaDia(18 марта 2025):
«Вишнёвый сад» в Ленкоме — не высокое искусство, а поп-культурный продукт в духе вульгарной мелодрамы. Претензий нет — афиша честно предупреждает, что это версия «по мотивам». Но тот, кто взялся «осовременить» Чехова, выхолостил из текста все нюансы, намёки, интеллигентность и глубину…
Анонимный отзыв(26 января 2025):
Приятный спектакль, оставивший хорошее впечатление.
Анонимный отзыв(18 марта 2023):
Плюс одна звезда — за Шагина. В остальном — сплошная пошлость: Раневская, орущая, словно в кабаке, и её неуместные ухаживания за Яшей вызывают отторжение. Не рекомендую.
Юлия(07 июня 2023):
Невероятно сильная постановка «Вишнёвого сада»! Александр Збруев (я видел его в этой роли уже в третий раз) бесподобен!!! И остальной состав играет блестяще! Этот вариант спектакля мне ближе, чем версии Театра Пушкина и Театра Европы.
Анонимный отзыв(14 мая 2025):
Неоднозначная постановка. Режиссерский ход с постоянными криками утомляет. Актеры прекрасны, но истеричная подача мешает восприятию.
Татьяна(04 октября 2023):
Великолепно! Советую всем! Актёрская игра просто завораживает!
Irina Se(1 октября 2009):
Этот спектакль – дань памяти Олегу Янковскому, который должен был сыграть Гаева в одном из составов. Последние его репетиции прошли именно здесь. Я давно не испытывала таких сильных эмоций – разве что во время «Трёх сестёр» в Современнике. Это было потрясающе, великолепно, выше всяких похвал! Это не классическая чеховская пьеса, а сценарий Марка Захарова, вдохновлённый оригиналом. И как когда-то он переосмыслил Шварца, создав «Обыкновенное чудо», трогающее до глубины души, так и «Вишнёвый сад» здесь обрёл современное звучание – речь стала живее, эмоции – ярче. Некоторые персонажи отошли на второй план, другие заиграли новыми красками. У Епиходова почти нет реплик, исчез его монолог о несчастной доле, а Симеонов-Пищик стал менее навязчивым, превратившись в эпизодическую фигуру. Однако в исполнении Сергея Степанченко он – настоящий вихрь энергии. Шарлотта кричит о своём одиночестве в пустоту – никто её не слышит и не верит. Все ждут от неё лишь шуток и фокусов, а она – грустный клоун. Рыжеволосая Аня выглядела странно, как и заикающийся Петя Трофимов. И оттого ещё трогательнее её увлечённость речами вечного студента, несмотря на его неуклюжесть, короткие штаны и жесты, словно у отстающего в развитии ребёнка. Варя в исполнении Олеси Железняк – неожиданный выбор. Актриса чаще блистает в комедийных ролях, и я скорее представляла её Шарлоттой. Её Варя – закрытая, строгая, и даже симпатию к Лопахину сложно разглядеть под тёмной кофтой, застёгнутой наглухо, и прямым пробором «благочестивой» причёски. Гаев у Збруева не похож на привычный образ. Он не отмахивается от Фирса, как остальные, а словно находится с ним на одной волне. Это не мягкотелый интеллигент, каким его играл Кваша, а элегантный мужчина, красноречивый и активный – хотя зритель понимает, к чему ведёт его бездействие. Раневская Александры Захаровой – уверенная в себе светская львица, осознающая свою привлекательность. Её французский роман, телеграммы, мотовство – капризы взрослой женщины, не желающей брать ответственность за свою жизнь, как и все чеховские герои. Лопахин – Антон Шагин – юный бог. Он прекрасен, как принц! Не помню, указан ли возраст у Чехова, но раньше эту роль играли актёры лет сорока, а здесь – почти мальчишка, ему нет и тридцати. Молодой, страстный, дерзкий. И линия Лопахин–Раневская здесь не намёк, а центральный конфликт. Он готов отдать ей весь мир, но ей не нужен его мир. Она играет с ним, как с влюблённым пажом – то притягивает, то отталкивает. Но он не мальчик – он мужчина, способный подчинить. И Раневская пугается его силы, начинает избегать. Между ними не просто страсть – это что-то глубже, мощнее, почти невыносимое. Их тянет друг к другу, но вместе им не быть. Это ком в горле, который не выплюнуть и не проглотить. Лопахин-помещик – пьянящий триумф. Сорван пиджак, жилет, галстук – душа ликует, сердце выпрыгивает из груди. Он сделал то, о чём его предки-крепостные не смели мечтать. Но эта победа губит Раневскую. Их чувства – как ураган, запертый в стенах усадьбы. А она предлагает ему Ваю. Его взгляд – почти обида. Раневская, не в силах сдержаться, касается его обнажённой груди, целует… но два магнита отталкиваются. И они расходятся навсегда. Финальная сцена – всегда за Фирсом. Броневой кажется древним, как сама усадьба. Он помнит времена, когда не было ни Гаева, ни Раневской. Он не слуга – он старик, которого все любят, прощая ему глухоту, излишнюю опеку и внезапные уходы. Но в суматохе его забывают. Фирс, как и вишнёвый сад, не вписывается в новую эпоху. Время безжалостно. Декорации подчёркивают это. Отдельно – о них. Как они управляют этой движущейся стеклянной стеной? Ни верёвок, ни тросов – ничего не видно. И мощный финал: дом рушится, раздавленный новой эрой. Так символично на фоне московских новостроек и разрушающихся старых домов… После спектакля под овации вышел режиссёр – хотелось крикнуть ему спасибо за этот вихрь эмоций! На выходе – слёзы. То самое рыдание со сцены теперь – внутри. Хотелось разрыдаться, как гром после зноя. P.S. Личное: Броневой для меня – «Будильник» и сценки по Зощенко. Тогда они казались странными – не кино и не мультфильмы. Театральность сбивала. А Захарова… мне трудно видеть её в возрастных ролях – для меня она навсегда девчонка в красном свитере из «Криминального таланта». Стереотип, да.
Анонимный отзыв(13 декабря 2023):
Волшебный вечер! Впервые попала в Ленком – и влюбилась раз и навсегда. Всё было идеально! Нам повезло: в тот день играли Александр Збруев и Анна Большова. Представление захватило с первой минуты, невозможно было оторваться. Декорации и костюмы – выше всяких похвал! Единственное, что омрачило впечатление, – билетёры у входа в зал… большинство – грубые и неприветливые.