
Самоубийца
Театр на Юго-Западе
Описание:
Прислушайтесь к этому мелодичному отзвуку… Вам кажется, будто маршируют повстанческие полки? Отнюдь — это всего лишь юный мечтатель, волею судеб заброшенный в водоворот эпохи, осваивает азы игры на трубе... «Что же я представляю собою, товарищи? Это боязно даже анализировать. Нет, вы только подумайте. С самого раннего детства я хотел быть гениальным человеком, но родители мои были против».
В один из поздних вечеров обитатель скромной коммунальной квартиры Подсекальников, поссорившись с супругой, задумал доесть остатки ливерного паштета…
- Театральный бриллиант: Легендарная постановка Николая Эрдмана уже давно украшает репертуар Театра на Юго-Западе.
- Неувядающая классика: Искрящийся юмор, потрясающая атмосфера и удивительная современность — вот главные причины, по которым этот спектакль заслуживает места в вашем культурном досуге!
Источник
Ближайшие даты:
Событие проходило 26 Июня 2025г. Предстоящие даты не анонсированы.
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Фотографии:











Отзывы о событии: Самоубийца
Написать отзывИя Яковлева(24 декабря 2018):
Перед нами пьеса, запрещенная в XX столетии. Теперь ее можно ставить без опасений получить предписание от властей, и некоторые театры берутся за эту остроумную вещь Эрдмана, исследующую непростые взаимоотношения личности и общества. Что значит быть маленьким человеком-винтиком, как соотносятся глобальные идеи и общественное благо с простыми человеческими радостями и горестями — все это Дмитрий Гусев демонстрирует страстно, энергично и предельно убедительно. Его герой — безработный, отчаявшийся найти свое место, — выступает в клоунском наряде, как и его жена с тещей (Галина Галкина — идеальная теща, и Жанна Чирва в роли супруги), такие же клоуны в жизни. Женские персонажи — скорее марионетки, чья жизнь состоит из заученных движений, тогда как метания Подсекальникова куда интереснее и драматичнее, напоминая бег курицы с отрубленной головой. Его «лебединая песня» исполнена неистово и безостановочно, хотя всерьез умирать он не собирается. Хотя, как выясняется, именно его жертва почему-то необходима многим «гражданским». Но наш «лебедь» всех перехитрит и избежит топора. И мы, зрители, в своих белых комбинезонах, полностью с ним согласны — нам тоже хочется просто жить и получать зарплату, без всех этих сложностей. Отложим револьвер, хотя Андрей Санников в роли Аристарха Гранд-Скубика мастерски объясняет, какую пользу принесет этот поступок «хорошим людям». И этот вечный круговорот, кажется, продолжается бесконечно. Уберем пистолет, хотя за мнимую жертву Калабушкина (Алексей Ванин) уже заплачено. И вдруг — Маргарита Ивановна Пересветова (Илона Барышева) появляется в рискованном наряде, и это настоящий разоблачительный момент! При этом здесь нет ни одного проходного персонажа: и смешной курьер Егорушка (М. Белякович), и странноватый провинциал (Антон Белов), и блистательная Клеопатра Максимовна (Ольга Иванова), и неподражаемый писатель Виктор Викторович (Сергей Бородинов) — все они яркие индивидуальности. Даже на банкете в «Красном бомонде» каждый сохраняет свою выразительность. Цыгане и романсы были тогда в моде. Но здесь цыганский ансамбль — не просто антураж эпохи: в своих пестрых юбках, с алыми губами и черными кудрями, они подобны отстраненным божествам, наблюдающим за происходящим со стороны. Костюмы цыганок выглядят достоверно, а вот мужские образы скорее напоминают французских аристократов — широкие брюки, белые рубашки и кудрявые парики. Пудры не хватило, но элегантности и игривого шарма — в избытке.
Elena Shmyreva(22 марта 2019):
Острая и колкая сатира. Отправляясь на постановку «Самоубийцы», знала, что это комедия Николая Эрдмана, но с другими его работами знакома не была. После случая, когда перед спектаклем прочла множество отзывов и лишилась всего волшебства интриги, теперь избегаю предварительных рецензий. Даже историю создания предпочитаю изучать уже после просмотра. В первые же минуты стало ясно, что пьеса родом из 20–30-х годов — язык слишком напоминает Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова, пьесы Маяковского. Как понять, что действие не в XIX веке? Хотя бы по обращению «гражданин» в бытовых диалогах и даже к родным по имени-отчеству. Действительно, пьеса создана в 1928-м, но три театра (Мейерхольда, Вахтангова и МХАТ) так и не довели постановку до премьеры — в 1933-м автора арестовали. Почему запрета не последовало сразу — загадка, ведь диалоги весьма дерзки. Что же с «Самоубийцей» на Юго-Западе? Сатира местами утратила актуальность, но реплики и остроумные сцены вызывают взрывы хохота. Ведь мы до сих пор смеемся над «Волгой-Волгой», а это тоже Эрдман. Актёрские работы безупречны — здесь умеют играть. Главный герой, Семён Семёнович Подсекальников, — настоящий гоголевский тип, этакий семейный Башмачкин, и Дмитрий Гусев воплощает его идеально. В пьесе более 15 персонажей, и каждый — яркий характер. Язвительная, живая комедия. Говорят, минута смеха продлевает жизнь? Мне точно добавили. Рекомендую и вам этот эликсир.
Сергей(23 февраля 2020):
Замечательная работа родной сцены по блистательной пьесе Николая Эрдмана
Джамиль Зиганшин(27 февраля 2023):
Потрясающая постановка, игра актёров восхищает!
Михаил Фихтенгольц(1 января 2002):
"Самоубийца" — история Семёна Семёновича Подсекальникова, обычного советского гражданина, вознамерившегося покончить с жизнью. Ему осточертело существование, ведь он прозревает светлое будущее, а настоящее его не радует. Однако грязная коммуналка, отсутствие работы и неопрятная жена — слишком ничтожные причины для суицида. Подсекальникову нужен весомый повод. Неожиданно на помощь приходят посторонние, предлагая сотни вариантов ответа на вопрос «зачем я решил уйти из жизни». У каждого, кто читал эту дерзкую пьесу Николая Эрдмана, возникает ощущение, что главный самоубийца здесь — сам автор. В 1928 году так издеваться над советской властью — неслыханная дерзость. А между тем, произведение, полное прозрачных намёков и яда, скромно именуется «комедией». Возможно, именно это спасло Эрдмана от расстрела, и он умер своей смертью в 1970-м. Валерий Белякович воспринял жанровое определение буквально, превратив «Самоубийцу» в добротую, почти наивную комедию, как и все его постановки. Если в Театре сатиры, где пьеса когда-то триумфально шла, зрители смеялись нервно и ехидно, то на Юго-Западе зал сотрясается от безудержного хохота. На сцене много обнажённого женского тела: сначала Подсекальников (Вячеслав Гришечкин) видит соседку Маргариту Ивановну в чём мать родила, затем является дородная интеллигентка Клеопатра Максимовна. Её предложение умереть от любви к ней само по себе комично, а когда в роли роковой женщины появляется Ирина Подкопаева, веселье достигает пика. Под громкий смех и удалые цыганские пляски, перемежающие диалоги, действие стремительно движется к развязке — и вдруг наталкивается (иначе не скажешь) на финальную сцену. Здесь Эрдман отбрасывает шутки и становится серьёзен. Затерявшийся в хаотичном веселье неудавшийся самоубийца возвращается со своей трагедией «маленького человека» — и горькими монологами рушит режиссёрский замысел.
Показать все отзывы
Tatyana Lipina(13 ноября 2019):
Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца» — чрезвычайно смелое и неординарное произведение, получившее высокую оценку Горького, Луначарского и Станиславского, но так и не увидевшее сцены в XX веке. Даже в 1982 году в Театре сатиры её сняли с репертуара вскоре после премьеры. Впрочем, подобные ситуации, увы, возможны не только при советской власти — дурные люди, готовые воспользоваться чужим отчаянием, есть всегда и везде. Сюжет таков: Семён Семёнович Подсекальников (не такой уж «маленький» человек — просто обыватель, до революции живший в достатке и лакомившийся гоголем-моголем) теряет работу и вынужден существовать на средства жены. Это угнетает его, как и вся перевернувшаяся жизнь. Неожиданно в его присутствии звучат слова о самоубийстве. Они западают в душу, хотя сам он не планирует сводить счёты с жизнью — его угрозы жене лишь поза. Но слово — не воробей, и случайно брошенная фраза может привести к непоправимому. О дальнейшем не буду рассказывать — лучше прочтите или посмотрите. В постановке Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе Подсекальникова гениально играет Дмитрий Гусев — вы будете смеяться, переживать и тревожиться вместе с ним. Великолепен Андрей Санников в роли Аристарха Гранд-Скубика, а Денис Шалаев — в образе священника. В спектакле задействованы прекрасные актёры, включая Карину Дымонт в роли цыганки. Цыганский хор, кстати, не просто заполняет паузы, а даёт передохнуть между напряжёнными диалогами. Мне, однако, показалось, что хотя пьеса когда-то была скандальной и запретной, сейчас её тема уже не шокирует. Всё довольно предсказуемо. Как ни ужасно, мы привыкли к трагедиям, ежечасно читая о них в сети.
АННА МАРТЫНЮК(24 марта 2019):
Театр на Юго-Западе — это место, где я неизменно черпаю вдохновение и заряд бодрости. Постановка «Самоубийца» в режиссуре Валерия Беляковича идет здесь с 2001 года, и до сих пор каждый показ проходит при аншлаге. И это не просто полный зал — зрители сидят даже на ступеньках! Пьеса Николая Эрдмана давно стала классикой для театральных постановщиков, но в этом театре она обрела особую жизнь. Действие переносит нас в коммуналку, где жильцы равнодушны друг к другу… до тех пор, пока один из них не решает свести счеты с жизнью. И вот тут начинается нечто невероятное! Одной из самых запоминающихся сцен стал спор между художником, торговцем, активистом и другими персонажами о том, что должно быть в предсмертной записке Подсекальникова. С одной стороны — это комедия, полная абсурда, с другой — глубокая сатира на общественное равнодушие. Актерская игра здесь всегда на высоте: эмоции, энергия, харизма — все это передается залу. Дмитрий Гусев в роли Подсекальникова великолепен: то он безудержно радуется своему мнимому величию, то трогательно рассуждает о своей нелегкой доле. Каждый артист — отдельная вселенная: Михаил Белякович в роли Егорушки с его безумным взглядом, Андрей Санников в образе красноречивого Гранд-Скубика, Ольга Иванова, играющая кокетливую Клеопатру Максимовну, и Илона Барышева в ярко-красном наряде — все они создают неповторимую атмосферу. Отдельного внимания заслуживает сценография: минимум декораций, но каждая деталь функциональна. Столы превращаются то в супружескую кровать, то в трибуну, то в катафалк. Театр на Юго-Западе — это место, куда хочется возвращаться снова и снова!
Евгения(30 января 2025):
Десять лет назад мне довелось увидеть эту постановку, и с тех пор мечтала о повторной встрече, но обстоятельства не складывались — путь через весь город казался слишком долгим. И вот свершилось. Эрдман — мой любимый автор, и "Самоубийца" — та пьеса, которую одинаково наслаждаешься и читать, и видеть на подмостках. Многие утверждают, что подобные произведения крайне сложно инсценировать, не исказив авторский замысел. Валерию Беляковичу это удалось. Первые сцены слегка резали глаз чрезмерным фарсом — исполнительница роли тещи, на мой взгляд, вначале грешила излишней экспрессией. Однако постепенно погружаешься в действие. Спектакль напоминает коктейль из смеха и печали, энергично взболтанный и тщательно перемешанный. Финальный монолог вызывает внутреннюю дрожь, в зале воцаряется абсолютная тишина. Особенно восхитительна пародийная сцена с цыганским ансамблем — толпа в пестрых сине-красно-зеленых нарядах не покидает сцену до самого конца. Роскошные танцы и песни — ансамбль подлинный, и хотя этот жанр не мой любимый, без них постановка многое бы утратила. Актерам — браво, выделять кого-то отдельно не хочется. На протяжении всего действа сдерживаешь то смех, то слезы — настоящие эмоциональные "американские горки". Если вам близка сатира и черный юмор — обязательно посетите. Я готова отправиться туда в третий раз.
Anna Martynuk(24 марта 2019):
Театр на Юго-Западе — это место, где я неизменно наполняюсь вдохновением. Постановка «Самоубийца» в режиссуре Валерия Беляковича идёт здесь с 2001 года и по сей день не теряет популярности. Зал неизменно переполнен — нет ни единого свободного места, ни одного незанятого уголка… Читать полностью
Анна Столярова(20 марта 2019):
О постановке «Самоубийцы» Валерия Беляковича я слышала множество восторженных отзывов, особенно хвалили Дмитрия Гусева в главной роли. Однако я долго откладывала просмотр — опасалась разочарования, как после «Сатуры» с Романом Ткачуком. И как же я рада, что всё-таки решилась! Это истинное наслаждение — наблюдать за образами, созданными актерами театра. Пьеса о «маленьком человеке», раздавленном системой, обрела для меня новый смысл. Подсекальников, осознав свою ненужность, решает покончить с собой… но эта мысль быстро подхватывается окружающими, которые тут же предлагают ему и револьвер, и готовые предсмертные записки. Абсурд? Да. Но именно в этом абсурде раскрывается вся глубина человеческого равнодушия и лицемерия. Пьеса, запрещенная при жизни автора, в интерпретации Беляковича звучит удивительно современно. Да, действие происходит в эпоху НЭПа, но разве сегодня нет таких же «неприспособленных» людей, которых общество готово использовать в своих целях? Всё это подано через призму гротеска, цыганских песен и безумных плясок — фирменный стиль Юго-Запада. Дмитрий Гусев в роли Подсекальникова просто гениален: то жалкий неудачник, мечтающий разбогатеть, то «герой на час», вознесенный всеобщим вниманием. Особенно впечатлил его танец с трубой в финале! Отдельно хочется отметить дуэт Жанны Чирвы и Галины Галкиной (жена и теща Подсекальникова) — трогательный и в то же время комичный. А также «доброжелателей» в исполнении Алексея Ванина, Илоны Барышевой, Андрея Санникова — каждый из них создал яркий, запоминающийся образ. Сценография проста, но гениальна: обычные табуретки превращаются то в брачное ложе, то в трибуну, то в катафалк. Спектакль динамичный, остроумный и глубокий. Браво!
Андрей Ч.(14 октября 2018):
Блестящее исполнение актёров.