
Каменный ангел
Школа драматического искусства
Описание:
Впервые на российской сцене режиссёр Игорь Яцко представил публике пьесу Марины Цветаевой «Каменный ангел» — произведение, долгое время считавшееся утраченным и вновь обретённое лишь в 1960-х годах.
Сценическое пространство зала «Глобус» идеально воплотило художественный замысел постановки: его трёхъярусная архитектура отражает многомерность разворачивающегося действа. Действие начинается в земном мире — средневековом городе у фонтана с Каменным ангелом, куда приходят юные девушки поведать о своих любовных муках. Лишь одна из них — Аврора — осмеливается рассказать о счастливом чувстве. Вслед за героиней зритель погружается в мрачные глубины демонического царства, где в пышных чертогах властвуют Венера и Амур, насылающие на смертных душевные терзания (примечательно, что сценография «Глобуса» позволяет воспринимать этот спуск буквально). А с небес, из-под самого купола, является воплотившийся в плоть Ангел, чтобы развеять чары преисподней и сопроводить обманутую душу Авроры к Богородице.
Музыкальное оформление спектакля
- Клавирные и лютневые композиции европейских мастеров XVI—XVII веков
- Исполнители: Пётр Айду (клавесин, орган-позитив, лютня, тамбур-пайп, колокола) и Олег Елисеев (колокола)
«Наша исходная концепция заключалась в синтезе драматического спектакля с музыкальным концертом. Камерный инструментальный ансамбль словно проступает сквозь паузы в действии, а порой — сквозь сам текст пьесы. При этом мы сознательно отказались от прямого иллюстрирования текста (за исключением эпизода с появлением флейтиста и отдельных „спецэффектов“). Эта музыка выполняет ту же функцию, что и архитектура зала — создаёт объёмное звуковое пространство, подобное изысканному орнаменту.»
«В спектакле музыка существует на трёх символических уровнях: земном, небесном и хтоническом. Европейские мелодии принадлежат среднему, земному ярусу. Верхний уровень, небесную сферу, представляют колокола. Нижний же уровень, обитель тёмных сил, населяют „антиколокола“ — их искажённые двойники, будто пребывающие в дурмане. По сути, это их ближайшие родственники — китайские гонги, буддийские ритуальные чаши, различные экспериментальные инструменты. Мы также применяем нетрадиционные техники игры на колоколах. Важно отметить, что в постановке полностью отсутствует фонограмма и электронное усиление звука.»
Из комментария музыканта-мультиинструменталиста Петра Айду
Источник
Ближайшие даты:
-
3 Сентября 2025г.
Среда 19:00
Билеты:
Адрес:
Фотографии:







Отзывы о событии: Каменный ангел
Написать отзывВадим Рутковский(12 декабря 2008):
Спектакль, холодный в своей страсти. Прекрасный Амур, охотник из средневекового немецкого городка, напрасно растрачивает стрелы, пытаясь покорить невинную Аврору. Её сердце принадлежит Каменному ангелу — священному стражу, избавляющему женщин города от мук любви. Задетый за живое, Амур обращается за помощью к своей матери — бессмертной колдунье Венере, считающей Ангела своим злейшим врагом. В театре, созданном Анатолием Васильевым (и покинутом им после разногласий с властями), грань между обыденным миром — Москвой, чьё небо видно сквозь стеклянный купол, и возвышенным миром искусства проведена особенно чётко. Переступив порог «Школы», вы попадаете в особое пространство с уникальной топографией. «Каменного ангела» играют в восьмигранном зале «Глобус» с тремя ярусами для зрителей и сценой-колодцем в центре. Статуя Ангела, вырезанная из белого дуба, напоминающего камень, медленно опускается сверху под звон колоколов — кажется, в этот момент даже самые навязчивые мирские мысли покидают зрителей. 16 июня 2004 года актёр Игорь Яцко совершил смелый режиссёрский поступок — в день столетия событий, описанных в романе Джойса, он организовал 24-часовое чтение «Улисса». Бессмысленно разбирать, какая глава была исполнена лучше — сам замысел впечатлял независимо от частных успехов. Первая постановка долгое время считавшейся утерянной пьесы Цветаевой — уже само по себе значимое событие. Высококультурное действо — с живой музыкой на клавесине, органе и лютне, павлиньими перьями вместо стрел Амура, яркими костюмами и виртуозно произнесённым поэтическим текстом — актёры «Школы» прекрасно усвоили уроки Васильева. К тому же Яцко, кажется, разделяет убеждение одной из героинь пьесы: «Бог не любит печальных. Можно спасать душу, шутя». Однако проблема в том, что пьеса Цветаевой, написанная в 1919 году в период увлечения юной актрисой Соней Голлидэй (для которой она и предназначалась), бурлит тёмными страстями. В конечном счёте, это драма о жажде, которую не утолить ни водой, ни вином — лишь стирая губы о губы. В этом торжественном и лёгком спектакле «Школы» красотой стиха восхищаются со стороны, не замечая почти юношеского пыла автора. В зелье Венеры было три компонента — кровь, пламя и розы. В театре преобладают розы — декоративный элемент, в сущности.
Алексей(07 января 2019):
Великолепная постановка! Одна из жемчужин Школы Драматического Искусства.
Владимир(03 ноября 2019):
Все крайне нестандартно.
Анонимный отзыв(21 июня 2023):
Поэтическая постановка по произведению М. Цветаевой. Прекрасная музыка в духе средневековья. Особенно впечатлила эмоциональная, страстная игра актрисы М. Зайковой. Необычная архитектура зала «Глобус» удивляет, но с третьего яруса обзор ограничен.
Олег(12 мая 2023):
Очень оригинальная и нестандартная постановка. На любителя. Пьеса Цветаевой не так популярна, как «Федра». Мне лично очень понравилось. Особенно запомнился Федор Леонов в образе Амура.
Показать все отзывы
Сергей Соловьянов(30 ноября 2024):
27 ноября 2024 года посетили любимую «Школу Драматического Искусства» и спектакль «Каменный ангел» по пьесе Цветаевой. Какая удивительная постановка, открывшая для нас Цветаеву с новой стороны. Эта пьеса ранее не ставилась, поскольку…
Ирина Круглова(29 ноября 2024):
Впервые в «Школе драматического искусства». О спектакле «Каменный ангел» знала только название, что добавило интриги. И хотя я не фанат Цветаевой, смотреть было увлекательно благодаря блестящей игре актеров. Особенно впечатлил…
Анонимный отзыв(12 декабря 2013):
Признаюсь, спектакль разочаровал. Главную роль исполняет талантливая актриса, но сама постановка претенциозна и напоминает дорогую любительщину.
Андрей(3 декабря 2024):
27.11 смотрели «Каменный ангел» — малоизвестную пьесу Цветаевой, написанную в голодном 1919 году. Поразило противопоставление христианства и греческой мифологии (с точки зрения церкви — язычества). Ведь дворцы украшены…
Денис(21 декабря 2009):
Это нечто потрясающее! Гениальный текст Цветаевой, великолепная актёрская игра, восхитительная музыка. Вместе они создают неповторимый коктейль, который зачаровывает с первых мгновений и не отпускает ещё долго после финальных аплодисментов. Изумительная постановка.
Светлана Химкина(19 апреля 2009):
Волшебная постановка… О ней можно рассуждать бесконечно… Или, напротив, хранить молчание… Наверное, каждый найдёт в ней что-то своё… лично для меня она затронула самые сокровенные струны души… здесь есть всё, что составляет нашу жизнь: и жажда любить и быть любимым, и мечты, и бездна, в которую мы шагаем, хотя понимаем… нет, знаем, что это шаг в пропасть… (мои овации режиссёру и актёрам… только одна фраза — «А где же огромные крылья твои?», произнесённая с такой болью, не глядя, спиной к «ангелу», чего стоит!) Браво, браво, режиссёр! Благодарю за такой финал… У Цветаевой он (как мне кажется) вышел более оптимистичным… даже слегка «приторным»… а здесь… ангел, постояв, уходит «по делам»… богоматерь, чей вид и интонации лишь подчёркивают печальную истину: вера для многих уже не опора… обречённость героини… отсутствие огня в её глазах при произнесении клятвы, когда-то выражавшей любовь к ангелу (а была ли это любовь?), а теперь ставшей лишь воспоминанием… внезапная тьма (может, она и вправду ослепла?)… боль в голосе, когда она спрашивает о сыне («А как же с сыночком?» «Их много в саду… к другим ангелочкам его отведу». Ну да, конечно, таких много… кого волнует чужое дитя?)… и, наконец, тьма, поглощающая героиню (разве рай — это не свет? И кто они, эти ангел с богоматерью? Не те ли самые волки в овечьих шкурах, что Венера и Амур?)… Добавьте к этому потрясающие спецэффекты (сцена движется вверх и вниз, перенося нас в ад и возвращая на землю), изумительные декорации… Одним словом, сказать, что мне понравилось, — значит ничего не сказать.
mosnadia(7 октября 2008):
Случайно оказалась на предпремьерном показе спектакля в июне. Этой постановке суждены долгие годы аншлагов, и не только из-за драматизма и возвышенного стиля Марины Цветаевой. Кажется, режиссёр верит в то самое «шестое чувство» — чувство прекрасного — и позволяет зрителям прикоснуться к нему… Все в восторге…
Inna Jossan(1 октября 2014):
Посетив Пушкинский утренник в ШДИ, мы решили посмотреть и «Каменного ангела» Цветаевой. Нам понравилось. Во-первых, атмосфера зала-манежа, где актёры играют на разных уровнях; во-вторых, прекрасные Амур и Искусительница — просто восхитительны!
Алексей К(15 марта 2012):
Увы, не могу разделить всеобщий восторг по поводу этого спектакля. Игра актёров местами неровная, а главная героиня впечатлила меньше всего. В целом постановка хорошая, хотя «Чудо со щеглом» в этом же театре мне понравилось значительно сильнее.