
Борис Годунов
Et Cetera п/р Александра Калягина
Фролов пер., 2
Описание:
Спектакль «Борис Годунов» в театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.
Петер Штайн, известный сторонник системы К.С. Станиславского, не только увлечен русской литературой, но и имеет богатый опыт работы с русскими артистами. В разные годы он ставил такие произведения, как «Дачники» М. Горького, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Три сестры» и «Вишневый сад» А.П. Чехова. В сотрудничестве с российскими актерами Штайн создал два знаменитых спектакля: «Орестея» Эсхила и «Гамлет» У. Шекспира.
Возвращение Петера Штайна на российскую драматическую сцену с постановкой «Бориса Годунова» — это новое прочтение великого текста русской литературы, пушкинской трагедии, которая имеет богатую театральную историю, но редко достигает высот. Союз немецкого режиссера и русских артистов обещает нам свежий взгляд на этот шедевр.
Петер Штайн: «Я считаю себя консервативным, старомодным режиссером. Меня интересует театр, где ясно виден замысел литературного произведения, а не режиссерские трюки. Мне важно, чтобы актеры не были просто куклами, а могли показать свои способности и внутренний мир. Взаимоотношения, мысли и чувства на сцене — вот что меня волнует, даже если это касается преступников.
Что же рассказывает Пушкин? Он фиксирует исторические события, но добавляет в них элементы человеческой жизни, любви. В пьесе мало женских ролей, что делает её мужской, но политическая тема, как и сама борьба за власть, всегда была и остается мужской прерогативой. В современном мире, где женщины занимают высокие посты, это не меняет сути: борьба за власть всегда сопровождается кровью и преступлениями. Театр, с его современными средствами, может напомнить нам о том, что было в прошлом, но остается актуальным и сегодня.»
Источник
Ближайшие даты:
-
3 Сентября 2025г.
Среда 19:00
Билеты:
Адрес:
Фотографии:










Отзывы о событии: Борис Годунов
Написать отзывole lukkoye(4 марта 2015):
<div> <h2>Размышления о спектакле «Борис Годунов» в постановке Петера Штайна</h2> <p>Посетила знаменитую постановку «Бориса Годунова» в театре Et cetera, но, к сожалению, не могу рекомендовать этот спектакль. Вот несколько ключевых моментов, которые особенно запомнились:</p> <ul> <li> <span>•</span> <strong>Костюмы</strong>: Несмотря на их дороговизну и яркость, они вызывают недоумение. Бояре облачены в наряды купцов, наследник престола выглядит как простой приказчик, а Димитрий со своей свитой напоминают персонажей эпохи Петра I. Бал у Мнишеков и вовсе переносит зрителя во времена Онегина. Конечно, современные интерпретации классики допустимы, но здесь этот прием лишь раздражает. </li> <li> <span>•</span> <strong>Режиссерский замысел</strong>: Штайн, кажется, воспринял пушкинский текст слишком буквально, без учета театральной условности. При этом в костюмах этой самой буквальности не хватило, что создает диссонанс. </li> <li> <span>•</span> <strong>Динамика</strong>: Сцены сменяют друг друга с кинематографической скоростью, не давая зрителю проникнуться происходящим. Актеры играют на повышенных тонах, даже в ночной сцене у фонтана. </li> <li> <span>•</span> <strong>Визуальные эффекты</strong>: Мальчик в кровавом ореоле, взмывающий вверх, выглядит как элемент народного лубка. Такая стилизация, возможно, хорошо смотрится за рубежом как «сцены из русской жизни», но в контексте спектакля кажется неуместной. </li> </ul> <p>Тем не менее, нельзя не отметить несколько сильных моментов:</p> <ul> <li> <span>•</span> <strong>Визуальная эстетика</strong>: Каждая сцена — это готовый красивый кадр. Особенно впечатляет тронный зал с резным деревянным троном и изображением орла. </li> <li> <span>•</span> <strong>Игра актеров</strong>: Приглашенные возрастные артисты, исполняющие роли Бориса и патриарха, безусловно, хороши. Сцена «ох, тяжела ты шапка Мономаха» и смерть Годунова — одни из самых мощных моментов спектакля. </li> </ul> <p>Жаль только, что даже в предсмертный момент Борис не смог своей игрой «вытянуть» слабую роль сына-приказчика. А сцена битвы двух «армий» (пятеро против пятерых в детских костюмчиках) и вовсе напоминала школьную войнушку.</p> <p>— Впечатления от театрального вечера</p> </div>
ЕВГЕНИЯ ТОЛМАЧЕВА(4 февраля 2017):
Потрясающая постановка. Даже через призму тяжелых событий и драматизма эпохи она захватывает и не отпускает до самого конца. Браво!
Пользователь Афиши №101351(18 января 2015):
<div> <h2>Театральное откровение</h2> <p>Не смогла устоять. Давно мне не доводилось посещать столь впечатляющий спектакль. Все сошлось идеально — именно так, как мы ценим в искусстве.</p> <h3>Вечер в El Setera</h3> <p>На сцене театра El Setera в этот вечер представляли премьеру — "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна. Зрительный зал был переполнен, среди публики мелькало множество известных лиц. На мгновение возникло опасение, что обилие знаменитостей в зале отвлечет от происходящего на сцене. Однако эти тревоги оказались напрасными.</p> <h3>Мастерство режиссера</h3> <p>Работа Штайна поразила своей верностью оригинальному тексту. В наше время это стало редким явлением — многие режиссеры стремятся "усовершенствовать" классиков, будь то Шекспир или Достоевский, предлагая так называемое "новое прочтение". А между тем, истинное искусство заключается в том, чтобы донести замысел автора в его первозданной чистоте. Когда это удается — счастье охватывает и артистов, и зрителей. Именно так и произошло в этот вечер.</p> <h3>Незабываемая кульминация</h3> <p>Финальная сцена постановки подобна точному выстрелу — она поражает в самое сердце. После спектакля я вновь обратилась к тексту пьесы и была потрясена тем, как режиссеру удалось несколькими точными штрихами подчеркнуть и усилить мрачное отчаяние финала.</p> <h3>Открытие в тексте</h3> <p>Особенно меня удивило прозвучавшее в спектакле обращение "Товарищи". Поначалу показалось, что это современная вставка, не принадлежащая перу Пушкина. Каково же было мое изумление, когда я обнаружила это слово в оригинальном тексте! Теперь у нас есть прекрасная возможность вернуть этому обращению его первоначальный смысл, очистив от наслоений времени. Разве это не замечательно?</p> <p>И вновь я преклоняюсь перед гением Александра Сергеевича, чье творчество продолжает открываться нам новыми гранями.</p> </div>
Олеся Забирченко(13 ноября 2016):
Петер Штайн в театре Et Cetera создал нечто грандиозное, скрупулёзно следуя замыслу автора. Трудно сразу определить, стало ли это достоинством постановки или, наоборот, лишило её ожидаемой глубины. Здесь каждый волен судить сам. Но главный вопрос, который не даёт покоя: какой образ русского народа вкладывал немецкий режиссёр в «Годунова»? Измождённые, доверчивые и тут же бунтующие, погружённые во тьму предрассудков — неужели это лишь историческая картина, или в ней проскользнул европейский взгляд на Россию? Однако сам факт, что спектакль провоцирует на размышления, говорит о его значимости.
Amber(6 ноября 2016):
<div class="theater-review"> <h4>Театральное прочтение классики: «Борис Годунов» в EtCetera</h4> <p>В постановке Питера Штайна на сцене театра EtCetera пушкинская трагедия «Борис Годунов» воплощена с удивительной точностью — почти дословно. Это масштабное действо длится три часа, разворачиваясь на трёх площадках: центральной и двух боковых, более компактных. Двадцать шесть сцен сменяют друг друга, создавая впечатление грандиозного исторического полотна.</p> <h5>Сценография и визуальные образы</h5> <p>Режиссёр объединяет все эпизоды единым чёрным фоном. Когда действие завершается на одной сцене, тёмный занавес стремительно опускается, резко обрывая происходящее, и тут же поднимается на соседней площадке, словно перенося зрителя в новое пространство. Этот приём создаёт эффект кинематографичности — будто наблюдаешь за ожившей страницей летописи.</p> <p>Декорации лаконичны, но каждая деталь весома:</p> <ul> <li>Царь-колокол, который несут на плечах,</li> <li>Огромный пограничный шлагбаум, рассыпающийся под ногой Самозванца,</li> <li>Павшая в сражении лошадь,</li> <li>Багряный тронный зал с золотым двуглавым орлом.</li> </ul> <p>Эти элементы придают сцене почти физическое ощущение реальности событий.</p> <h5>Актёрские работы</h5> <p>Особого внимания заслуживает мастерство перевоплощения:</p> <ul> <li><strong>Алексей Осипов</strong> виртуозно играет и Бориса Годунова, и Петра Басманова, и бродягу Варлаама. Его Годунов — трагичен. «Я подданным рожден…» — в этой фразе вся тяжесть непосильной ноши власти и неискупимого греха.</li> <li><strong>Владимир Скворцов</strong> создаёт убедительный образ князя Шуйского — льстивого царедворца, чьё коварство буквально ощущается в каждом жесте.</li> <li><strong>Марина Дубкова</strong> воплощает надменную Марину Мнишек — холодную, расчётливую, пленяющую своей амбициозностью.</li> </ul> <h5>Особенности постановки</h5> <p>Народ в спектакле — не просто фон, а полноценный действующий персонаж. Сцены на Красной площади, у церкви, у палат Годуновых наполнены мощной энергетикой, передавая и страх, и покорность, и скрытый гнев.</p> <p>Однако в этой безупречной с технической стороны работе ощущается некоторая отстранённость. Немецкая педантичность Штайна, возможно, не до конца смогла проникнуть в глубины русской души. Как писал Тютчев: «Умом Россию не понять…» — и здесь это особенно заметно. Внешне всё безукоризненно: костюмы, хронология, детали. Но порой кажется, что форма превалирует над содержанием.</p> <h5>Яркие моменты и спорные решения</h5> <p>Среди наиболее запоминающихся сцен — встреча Самозванца с русскими офицерами на чужбине. Камерный, но невероятно эмоциональный эпизод, трогающий до глубины души.</p> <p>В то же время некоторые режиссёрские ходы вызывают вопросы:</p> <ul> <li>Театрализованные позы умирающего Годунова,</li> <li>Монахи с горящими свечами в финальной сцене,</li> <li>Слишком буквальные символы (как призрак царевича Димитрия, который может напугать впечатлительных зрителей).</li> </ul> <h5>Послесловие</h5> <p>Спектакль, несомненно, стал событием. Зал рукоплескал артистам, дарил цветы, а после окончания зрители живо обсуждали увиденное. Многие признавались, что эта постановка пробудила в них интерес к истории России. Возможно, Штайну и не удалось до конца «измерить» русскую душу, но он точно заставил задуматься о её загадочности.</p> <p>Пушкинская поэма бездонна, как колодец. В этой постановке дно всё же видно. Но даже такое прочтение достойно внимания — как великолепный, хоть и не лишённый спорных моментов, спектакль.</p> </div>